|
Андре МассонАндре Массон родился 4 января 1896 года в Баланьи-сюр-Терен, Уаза. В возрасте восьми лет Массон вместе с семьей переезжает в Брюссель, где учится рисунку. Здесь же он испытал первое художественное потрясение от произведений Энсора. В 1912 он знакомится с Верхарном, который убеждает его родителей отправить юношу в Париж, где Массон вскоре поступает в Школу изящных искусств. В 1914, получив стипендию, он совершает путешествие в Тоскану. Мобилизованный на фронт в 1917, Массон получает тяжелое ранение. Он поселяется на юге и в Сере знакомится с Хаимом Сутиным. В 1922 году в Париже молодого художника замечает Канвейлер. Теперь Массон может наконец целиком посвятить себя искусству. Он навещает Гриса и Дерена. Для его ранних работ характерен умеренный кубизм («Дорога в Пикардии», 1924; «Крыло», 1925). Затем художник поселяется на улице Бломе, по соседству с Миро. Он дружит с Арагоном, Арто, Лейрисом, а Бретон покупает его «Четыре элемента» (1923–1924). С момента возникновения группы сюрреалистов Массон становится на путь графического автоматизма и участвует в выставках группы. Свобода его рисунка находит свое выражение и в живописи: в 1927 году он создает «песчаные картины»: на плоской, иногда раскрашенной поверхности разбрызгивается клей, на который потом кладется песок. Когда картину поднимают, песок соскальзывает и остается лишь в тех местах, где его удерживает клей («Ланцелот», «Титан»). В 1928 после путешествия в Голландию и Германию вместе с другими сюрреалистами создает иллюстрации к «Жюстине» де Сада. Однако его имя было исключено из «Второго Манифеста сюрреализма» (1929). Множество произведений художник посвящает судьбе животных. В его творчестве появляются новые темы «Избиения» (1931–1932), «Похищения» (1931, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), «Преследования» (1931). В Грассе в 1932 году Массон знакомится с Матиссом. В 1933 — создает свои первые театральные декорации, а через год — путешествует по Испании и поселяется в Каталонии. Сотрудничая с журналом Minotaur, Массон во время войны в Испании встречает Андре Бретона и участвует в международных выставках сюрреализма в Лондоне (1936) и Париже (1938). Он знакомится с Жаном-Луи Барро, и в 1937 они много работают вместе. Уехав вместе с другими сюрреалистами в Америку в 1941 году. Массон поддерживает хорошие отношения с Бретоном и даже подготавливает иллюстрации к его книге, но в 1943 ссорится с ним. В произведениях Андре тех лет, например в «Эмблематическом виде Толедо» (1943–1944),стиль скорее экспрессионистический, чем сюрреалистический, а его пластика набирает силу. Во время американского периода в творчестве художника пишет самые известные полотна, например, «Ирокезский пейзаж» (1942), которые сильно повлияли на целое поколение молодых американских художников. В 1945 Массон возвращается во Францию, где работает для театра Мариньи («Гамлет», 1946). Он поселяется в Оверни, а затем в Провансе и создает множество гравюр — иллюстраций к произведениям Малларме, Кольриджа и Мальро. В 1951–1954 годах Андре отправляется в Венецию и Рим, 1954 получает национальную премия в области искусства. Его работы («Прояснение», 1956, Гренобль, Музей изящных искусств; «Чета», 1958, Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду) свидетельствуют об открытии художником искусства Востока и в то же время — о возвращении к «автоматизму» («Церемония у Сада», «Экорше и женщины в доспехах», 1963). Его рисунок нервно царапает поверхность, линии остаются неровными, а цвет доведен до чрезмерной яркости. Несмотря на то, что Массон восхищался восточным спокойствием и ясностью, он оставался трагическим художником, а его картины — западными. Однин из шедевров Массона — роспись плафона в театре Одеон в Париже (1965), где слегка намеченные на полотне формы сталкиваются в вихреподобном движении. Ретроспективная выставка работ Массона прошла в 1976 в Нью-Йорке (Музей современного искусства) и Париже (Гран Пале). Массон опубликовал сборник статей «Наслаждение писать», в который вошли его послевоенные публикации в журнале Les Temps modemes. В 1954 году он стал лауреатом Национальной художественной премии. Ему посвящен документальный фильм Жана Гремийона «Андре Массон и четыре стихии» (1958). Художник скончался в Париже 28 октября 1987 года. |