Пабло Пикассо «Человеческая комедия»
Пикассо и Человеческая Комедия
Эта серия состоит из 16 цветных литографий, выполненных Mourlot Freres и 164 двусторонних (или 82 листа) гелиогравюр, напечатанных Draeger Freres. Работы были подготовлены для специального двойного выпуска художественного издания Verve № 29/30, посвященного Пабло Пикассо, для которого художник нарисовал оригинальную обложку. Издание осуществлялось Harcourt, Brace and Company (Нью-Йорке, США) и Verve (Париж, Франция). Работа была завершена в Париже 15 сентября 1954 года. Издано ограниченным тиражом без нумерации в суперобложке. В данный выставочный проект включены все 16 цветных литографий из этой серии.
Серия рисунков «Пикассо и Человеческая комедия» была выполнена Пабло Пикассо в Валлори (Vallauris) на юге Франции с 28 ноября 1953 по 3 февраля 1954. Город веками был известен своим гончарным производством, а прославился в XX веке благодаря пребыванию в нем Пикассо. Когда великий художник поселился здесь, то дал новый импульс развитию местного гончарного искусства и производству керамики.
В 1953 году, по воспоминаниям современников, личная жизнь Пабло Пикассо подверглась кризису. Его гражданская жена Франсуаза Жило оставила его в сентябре, за несколько недель до семидесятидвухлетия художника. Она забрала с собой их 6-летнего сына Клода и 4-летнюю дочь Палому. Эта уникальная женщина удивительным образом умела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и доказала, что семейная идиллия — это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Точку в своих отношениях с художником Франсуаза поставила сама, узнав о его неверности. В это же время Пикассо расстается и с Женевьевой Лэпорт.
Пикассо оказывается в одиночестве и трагических размышлениях по поводу старения и смерти. Отношения с Франсуазой всегда были наполнены огненной страстью сменяющейся мелодиями нежности и радости. Это отражалось в многочисленных портретах любимой женщины. В них четко ярко просматриваются сильные чувства, переживаемые мастером, его безудержная сила влечения. И вот эта многолетняя страсть обрывается и гаснет. Звучат аккорды, предвещающие завершение рапсодии бушующих в сердце художника эмоций.
«Прошлой зимой, в период с середины декабря по конец января 1954, Пикассо работал неутомимо над этой серией рисунков, которые входят в число лучших, чрезвычайно смелых, самых остро человеческих из всего, что он произвел в течение своей долгой и блестящей карьеры...» - так охарактеризовали современники выход в свет серии «Пикассо и Человеческая комедия». За девять недель художник создает 180 рисунков, из которых 164 были переведены в черно-белые гелиогравюры.
Самые необычные по форме и содержанию 16 рисунков были оформлены в цветные литографии. Все работы в 1954 году были выпущены специальным тиражом в знаменитом художественном издании Verve № 29/30, посвященным творчеству Пабло Пикассо. Для этого именного издания Пикассо нарисовал яркую обложку.
На выставке «Рапсодия страсти» представлены все 16 цветных литографий с рисунков Пабло Пикассо из данной серии, как своеобразное необыкновенное отражение кризиса страсти великого художника в самый переломный и сложный период его творческой и личной жизни.
Именно в этой пьесе под названием жизнь, которую художник не столько написал и нарисовал, сколько выстрадал, лучше всего можно услышать столь магическую мелодию эмоций и понять силу истинных чувств, которые двигают нами акт за актом, пока окончательно не закроется занавес судьбы.