|
Главная » Выставочные проекты » "РОКОВАЯ ВСТРЕЧА". Винсент ван Гог и Поль Гоген
"РОКОВАЯ ВСТРЕЧА". Винсент ван Гог и Поль ГогенВыставочный проект «Роковая встреча» представляет уникальную возможность соприкоснуться с творческим наследием выдающихся и самобытных художников - Винсента Ван Гога и Поля Гогена. Они жили и творили в одно время. Поэтому эти два великих мастера и два огромных мира просто не могли не встретиться. Но встреча эта стала роковой... Ван Гог и Поль Гоген не были признаны при жизни, но стали классиками после смерти. Их отношения, которые они пережили в конце 1888 года в Арле на юге Франции, оказались очень бурным и плодотворными. Всего лишь в течение девяти недель они работали вместе без отдыха, обмениваясь полотнами и идеями. Но этого времени хватило для того, чтобы оба художника оставили неизгладимый след и в жизни, и в творчестве друг друга. Их встреча могла закончиться лишь битвой титанов. Ван Гог писал естественно и с неиссякаемой энергией. Это отчасти ранило Гогена, которому требовалось время для того, чтобы заставить работать свою фантазию, и он не испытывал необходимости каждым своим мазком вникать в суть подлинной трагедии своего друга. Более того, преклонение, которые испытывал перед ним Ван Гог, заставляло Гогена нередко пересматривать в поисках ошибок свою технику письма. Не говоря уже о предметах, становившихся темами картин обоих. Несмотря на совместную работу, дискуссии и споры о пользе искусства, разногласия между двумя художниками привели к невыносимости жизни вместе. Столкновение Гогена и Ван Гога в эти недели было драматическим столкновением двух людей, которых разделяло практически все. Будучи полярными в жизни и в искусстве, их творческий союз был обречён. Один - жёсткий, упрямый, сознательный эстет с изысканным воображением, классик-варвар. Другой - не менее упрямый, но увлекаемый страстью, исполненный бурь и порывов, сжигающий себя в творчестве, точно в пламени костра. То, что начиналось как прекрасная идиллия, полная надежд и творческих восторгов, в завершении оказалось написанным темными, и даже кровавыми тонами. В ночь, когда Ван Гог отрезал себе ухо, стало ясно, что Гоген был больше не в состоянии выносить поклонения этого мечтателя. Он хотел продолжать свой путь, а напряжённый, моральный и художественный союз с голландцем был бы для него тяжкой ношей. Жизнь Винсента Ван Гога трагична и противоречива. Она, как легенда наполнена сиянием, таким же необыкновенным, как и его картины. Голодное, почти нищенское существование, одиночество и непонимание окружающих, после смерти превратилось во всемирную известность и всеобщее признание. Великий художник, прошедший через отречение, сумасшествие и закончивший свой путь самоубийством, все свои недолгие годы был в постоянном поиске и развитии. Ван Гог прожил всего 37 лет, но лишь последние 7 лет были посвящены живописи в полной мере. Его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений. Однако при жизни было продано лишь несколько полотен. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории своего времени, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Его картины стали потрясающим, полным любви и страдания диалогом с самим собой, с миром и с Богом... Поль Гоген начал заниматься живописью в 1871 году, а с 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело его к нищете, разрыву с семьёй, скитаниям. Неприятие современного общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. Еще во Франции поиски обобщённых образов, таинственного смысла явлений, сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – “синтетизма”, в которой светотеневое моделирование объёмов, световоздушные и линейные перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционально-психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой. Полотна Гогена по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщённости стилизованного рисунка, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали большое влияние на творческие поиски живописцев начала XX века. Талант обоих художников проявился не только в живописи. Ван Гог оставил после себя большое эпистолярное наследие. Наибольшую ценность имеют его письма к брату Тео, в которых он предстает не только во всем своём душевном смятении, болезненности, но и в величии духовного богатства и художественного таланта. Обширное литературное наследие оставил и Гоген в исследовательском труде о таитянской культуре и мифах «Ноа-Ноа», мемуарах «Прежде и потом», критических статьях и письмах. Отрывки из этих писем и дневников стали основой информационного фона проекта. Все работы, представленные на выставке, сопровождаются текстами только от первого лица. На выставке представлено почти 80 литографий и ксилографий с картин Винсента Ван Гога и Поля Гогена, выполненных в США в 1948-1952 годах, несущих современному зрителю все очарование величественной миссии этих двух гениев в искусстве.
|