|
Главная » Выставочные проекты » ШЕДЕВРЫ ГЮСТАВА ДОРЕ
ШЕДЕВРЫ ГЮСТАВА ДОРЕВыставка «ШЕДЕВРЫ ГЮСТАВА ДОРЕ» представляет впервые в России самый масштабный выставочный проект работ выдающегося французского художника и графика XIX века Гюстава Доре, остающегося и по сей день в XXI веке, величайшим иллюстратором литературных произведений. Искусство иллюстрирования книг в XIX веке пережило особо бурный расцвет. Можно утверждать, что большая часть его истории приходится именно на этот период. Средневековые монахи немало потрудились над иллюстрированием манускриптов, демонстрируя свое усердие, вкус, навыки и изобретательность. Однако их целью было, скорее, украсить книгу, а не проиллюстрировать текст. К тому же, такие книги были недоступны для широкой публики. Изобретение офорта, ксилографии, литографии расширило возможности украшения текста. Делались даже первые попытки в области того, что сейчас называется иллюстрированием книг. Уже в эпоху Альбрехта Дюрера в XVI веке, творения писателей стали часто иллюстрироваться подлинными шедеврами. Однако широкая публика так и не имела к ним доступа. В дорогих изданиях стали появляться гравюры на меди. Именно они и превалировали на протяжении XVII-XVIII веков. XIX век вывел искусство иллюстрирования книг на новый, доселе не достигаемый уровень. В Европе появилась целая когорта выдающихся художников и графиков, снискавших себе имя именно в этой области. Однако только одному из них - Гюставу Доре - предстояло занять вершину на этом олимпе славы. Гюстав Доре создал новый стиль в искусстве, привил публике вкус к нему и открыл в иллюстрировании книг новые, ранее невиданные грани. Его гравюры покоряют с первого взгляда. Восхищение, которое они вызывают, не оставляют места для вынесения суждений. Впечатляющее количество работ, огромный охват литературных произведений, которые он проиллюстрировал со свойственным ему богатством воображения, поэтическая красота одних его гравюр, юмор других и мрачное великолепие третьих – все это источники для подлинного восхищения, которое охватывает зрителя, попавшего под власть его чар. Плодовитость сама по себе является доказательством трудолюбия художника. Когда же она сочетается с искрящимся воображением и техническими навыками, исчерпывающими все возможности искусства, на свет рождаются величайшие художественные произведения. Гений Доре нашел выход в иллюстрациях к Данте, Мильтону, Сервантесу, Теннисону, Лафонтену, Шатобриану, Л’Эпину, Распе, Перро, Бальзаку, к Ветхому и Новому Заветам и сотням других произведений. Покорив родную Францию, талант Доре еще при жизни пересек границы родной страны. О нем заговорили в мире как о художнике, способном своими иллюстрациями прославить даже самую заурядную романтическую басню. Издатели выстаивались в очереди за право первыми заполучить иллюстрации Доре к готовящимся к изданию книгам. До него никому не удавалось придать гравюре столь удивительную и трогательную степень живописности. Он вышел за рамки традиционной гравюры. Икрящееся воображение Доре стало одним из основных свойств его таланта. Поднявшись на высшую ступень в своем искусстве, он создавал работы, исполненные силы замысла, самобытности, фантазии, стиля и мастерства. Обращаясь к первоисточнику, Доре тонко и последовательно следует сюжету, практически дословно раскрывая для читателей все грани чувств, переживаний, сомнений, эмоций и страстей персонажей, облекая их в удивительное сплетение кружев своих линий, при этом четко передавая и всеобъемлющий мир самого произведения. Доре, так и не получивший художественного образования, стал и остается сегодня величайшим и непревзойденным иллюстратором книг. На выставке представлено более 120 иллюстраций к произведениям, принесшим Доре всемирную славу. Среди них: "Потерянный рай" Мильтона, "Божественная комедия" Данте, "Атала" Шатобриана, "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" Сервантеса, "Приключения Барона Мюнхгаузена" Р.Э. Распе, Басни Лафонтена, "Легенда об оборотне" Л'Эпина, "Волшебные сказки" Перро, а также иллюстрации к Библии, выполненные в технике литографии в конце XIX века. Доре создал десятки тысяч работ, каждая из которых входит в золотой фонд всемирного художественного наследия. И даже сегодня, в XXI веке, масштаб его гения так и не вписывается ни в одни рамки.
|