Главная Выставочные проекты Художники Репортажи в СМИ Сертификация и экспертиза Партнёры Спонсорство и реклама НАШИ НАГРАДЫ Карта сайта

Главная » Выставочные проекты » "ТЕНИ КАЗАНОВЫ" Сальвадор Дали и Пабло Пикассо

"ТЕНИ КАЗАНОВЫ" Сальвадор Дали и Пабло Пикассо

На протяжении нескольких столетий имя Казановы, сродни Дону Жуану или Ловеласу, не сходит с уст людей на всех континентах. Но вряд ли кто даже из большинства наших современников, произнося его имя, думают именно о Шевалье де Сигнальте - Джакомо Джироламо Казанове, известном итальянском философе, путешественнике, писателе и великом обольстителе. Скорее нет. Его имя уже давно в повседневной жизни стало нарицательным, превратившимся скорее в образ, нежели отражающим реальную историческую личность.

И все же, художественный мир сделал этот образ одной из легенд мировой культуры. Стендаль, Генрих Гейне, А. де Мюссе, Эжен Делакруа, Сент-Бёв, Стефан Цвейг, Федор Достоевский, Марина Цветаева и многие другие обращаясь к нему, черпали в нем свое вдохновение.

Выставка «ТЕНИ КАЗАНОВЫ» представляет работы двух великих мэтров изобразительного искусства ХХ века Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, созданных практически в одно время в 1967 и 1968 годах, прямо или косвенно связанных с образом Казановы, где преображенные художниками человеческие чувства и эмоции горячат кровь, обретая в их произведениях  творческий выброс своей безграничной энергии и любви, страсти и фантазий в безудержную жажду жизни.

Пабло Пикассо обошел Казанову по части разбитых женских сердец. Пикассо всегда уходил от своих женщин сам, как только угасала волна чувств. Франсуаза Жило стала единственной женщиной, бросившей Пабло первой, а последней, с которой он прожил до самой смерти была Жаклин Рок. Именно она и стала его музой при создании самого масштабного графического цикла художника, получившего название «SUITE 347», часть из которого демонстрируется на выставке.

На девятом десятилетии, когда Пикассо было уже 87 лет, в период с 16 марта по 5 октября 1968 года он с азартом выполняет 347 работ. Комбинируя различные культуры, периоды и знаки, Пикассо представил в этой серии откровенно провокационную объединяющую тему полета своих фантазий. Этот цикл вместил в себя широчайший диапазон человеческих эмоций, страстей и эротических импульсов, вдохновленных различными мотивами от мира цирка, корриды, театра и комедии до большой серии откровенных сцен, наполненных сарказмом и обаятельным юмором великого мастера. 

С момента создания «Suite 347» на протяжении нескольких десятилетий оставалась практически недоступной для широкого круга зрителей в силу так называемой «культурной цензуры».     Вместе с тем за всеми кажущимися на первый взгляд откровенно бушующими фантазиями художника скрывается в высшей степени необузданная сила и жажда жизни, управляющая творческой вселенной Пикассо.

Как в калейдоскопе от сцены к сцене сменяются многочисленные персонажи, каждый из которых подчеркнуто со своим характером, присущими только ему чертами, по очереди юмористичными, меланхоличными, восторженными и яростными, но объединенными всепоглощающим неистовым желанием нести факел страсти навстречу всегда близкому, но так далекому Амуру.   Его герои безудержны в своих чувственных порывах. Их черты, поведение и пластика построены на основе личного опыта, безграничного воображения, мифологии, равно как и навеянные образами Дега и Рембрандта, приобретают гротескные и откровенные или символические формы триумфа страсти. Стилистические поиски Пикассо в этих работах смешиваются   с поиском обостренной эмоциональности, сладострастного сока жизни, который становится для художника, отметившего свое 87-летие, заклятием против мрака смерти и забвения. Работы Пабло Пикассо из серии «Suite 347», представленные на выставке, выполнены в технике литографии в 1990-1992 годах.

Досконально изучив творчество Фрейда и испытывая страстное и вместе с тем особе внимание и отношение к женщинам, сочетающим любопытство, страх и восхищение Сальвадор Дали просто не мог не заинтересоваться новеллами Джакомо Казановы — известного авантюриста и покорителя женщин.

В отличии от Пабло Пикассо, черпавшим вдохновение казановскими похождениями из своих фантазий, Сальвадор Дали в 1967 году обращается к первоисточнику – непосредственно к произведениям Джакомо Казановы. Создавая свою серию из 14 литографий, получившей название «Дали иллюстрирует Казанову», навеянных его мемуарами и рассказами, Дали наполняет их особыми, свойственными и присущими только ему, сюрреалистическими образами и сценами, призванными так тонко и в то же время объемно и явно обнажить тайные метаморфозы интимных сторон человеческой натуры.

Но Казанова и Дали — это своеобразные антиподы: один изучал женщин, сближаясь с ними физически, второй постигал тайны женской плоти и натуры скорее в своем вселенском воображении.

Вдохновленный чувственными откровениями Казановы и заинтригованный необычной личностью скандального автора, Дали создал иллюстрации, которые добавили новеллам знаменитого итальянца особой пикантности и словно высвободили всё то запретное, о чем читатели прежде могли лишь догадываться.

Всегда догоняющий свой сюрреалистический мир 63-летний Сальвадор Дали и убегающий от стремительного старения и смерти 87-летний Пабло Пикассо создали в представленных на выставке сериях необыкновенно удивительный мир человеческих эмоций и страстей, переживаний и надежд, фантазий и откровений, где то появляются, то исчезают, но всегда незримо присутствуют ТЕНИ КАЗАНОВЫ…

 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика

© 2011 Компания «Артгит» — организация художественных выставок